Россия  Тверская область, 
 Бологовский р-н с. Лыкошино ул. Пушкина д. 50 
тел: 8-48-238-91-218

Лыкошинская
школа - интернат  
среднего  (полного)  общего образования
 №2


Главная | Регистрация | Вход

В начале жизни школу помню  я  ....


А. С. Пушкин

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Баранова Тамара Ивановна, учитель литературы

                      ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС  «СЕКРЕТЫ  СТИЛИСТИКИ»

                                                 (8 часов)

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   ЦЕЛЬ КУРСА:

 повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора, совершенствования умений в области культуры письменной речи. Учащимся полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче и выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Заострить внимание учащихся на стилистические недочёты в речи, которые нередко становятся причиной низких оценок в школьных сочинениях. Показать, как важно учиться хорошему русскому слогу у русских писателей.

  Особенностями данной программы являются систематизация и обобщение знаний по стилистике с опорой на работу со словарями, с текстами талантливых отечественных классиков литературы, помогающими решать проблемы стилистики, выявление роли изобразительных возможностей средств письма.

 В результате обучения укрепить уверенность учащихся в необходимости изучения стилистики, в значимости её практического применения.

  ЗАДАЧИ КУРСА:

  научить школьников чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания.

   Предлагаемый курс даёт возможность через  лингвистический анализ художественного текста показать ученикам необычайную красоту и выразительность родной речи.

  Программа курса может быть реализована в объёме 8 часов и предложена как в первом, так и во втором полугодии.

                                        СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

               ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГОЯЗЫКА (2 часа)

 Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.

 Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте.

 Лексическая стилистика. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

 Стилистическая окраска слов.

            КАК ПРОСТЫЕ СЛОВА СТАНОВЯТСЯ ЦАРСТВЕННЫМИ (2 часа)

  Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, сравнение, синекдоха.

           СТИЛИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (1 час)

  Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем и словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их стилистическое разнообразие; большое количество способов образования: морфемных и неморфемных.

 Стилистика частей речи. Род имён существительных. Число имён существительных.

             СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА (2 часа)

   Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.

 Грамматические связи в предложении: согласование и управление в предложении.

 Стилистическая функция причастного и деепричастного оборотов.

 

          ФОНИКА (1 час)

  Звуковые образные средства русского языка.

 Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста.

 Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:

 ► подготовка школьников к выпускному экзамену по русскому языку;

► улучшение грамотности;

► умение работать со словарями;

► анализировать художественные тексты и определять изобразительные возможности языка, что позволит в старших классах сдать ЕГЭ на повышенном уровне.

                                            ЛИТЕРАТУРА

 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.,1996

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1980

Успенский Л.В. Слово о словах (Очерки о языке). – 5-е издание – Л., 1971 (любое последующее издание)

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.,1986  

 

                   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                              (8 часов)

урока

Дата

Тема урока

Вид контроля

1

 

Лексическое богатство русского языка. Лексическая стилистика. Различайте паронимы.

Комментированное письмо

2

 

Стилистическая окраска слов

Объяснительный диктант

3

 

Эпитеты и образные сравнения

Сочинение-миниатюра

4

 

Метафоры. Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры

Тестовые задания

5

 

Стилистика словообразования. Род и число имён существительных

Диктант

6

 

Синтаксическая стилистика. Согласование и управление в предложении

Редактирование текста

7

 

Стилистическая роль причастного и деепричастного оборотов

Тесты

8

 

Благозвучие речи. Звукопись

Анализ текста

 

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz