Баранова Тамара Ивановна, учитель литературы ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «СЕКРЕТЫ СТИЛИСТИКИ» (8 часов) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛЬ КУРСА: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора, совершенствования умений в области культуры письменной речи. Учащимся полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче и выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Заострить внимание учащихся на стилистические недочёты в речи, которые нередко становятся причиной низких оценок в школьных сочинениях. Показать, как важно учиться хорошему русскому слогу у русских писателей. Особенностями данной программы являются систематизация и обобщение знаний по стилистике с опорой на работу со словарями, с текстами талантливых отечественных классиков литературы, помогающими решать проблемы стилистики, выявление роли изобразительных возможностей средств письма. В результате обучения укрепить уверенность учащихся в необходимости изучения стилистики, в значимости её практического применения. ЗАДАЧИ КУРСА: научить школьников чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания. Предлагаемый курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам необычайную красоту и выразительность родной речи. Программа курса может быть реализована в объёме 8 часов и предложена как в первом, так и во втором полугодии. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГОЯЗЫКА (2 часа) Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование. Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте. Лексическая стилистика. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление. Стилистическая окраска слов. КАК ПРОСТЫЕ СЛОВА СТАНОВЯТСЯ ЦАРСТВЕННЫМИ (2 часа) Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, сравнение, синекдоха. СТИЛИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (1 час) Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем и словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их стилистическое разнообразие; большое количество способов образования: морфемных и неморфемных. Стилистика частей речи. Род имён существительных. Число имён существительных. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА (2 часа) Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств. Грамматические связи в предложении: согласование и управление в предложении. Стилистическая функция причастного и деепричастного оборотов. ФОНИКА (1 час) Звуковые образные средства русского языка. Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста. Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА: ► подготовка школьников к выпускному экзамену по русскому языку; ► улучшение грамотности; ► умение работать со словарями; ► анализировать художественные тексты и определять изобразительные возможности языка, что позволит в старших классах сдать ЕГЭ на повышенном уровне. ЛИТЕРАТУРА Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.,1996 Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1980 Успенский Л.В. Слово о словах (Очерки о языке). – 5-е издание – Л., 1971 (любое последующее издание) Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.,1986 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 часов) № урока | Дата | Тема урока | Вид контроля | 1 | | Лексическое богатство русского языка. Лексическая стилистика. Различайте паронимы. | Комментированное письмо | 2 | | Стилистическая окраска слов | Объяснительный диктант | 3 | | Эпитеты и образные сравнения | Сочинение-миниатюра | 4 | | Метафоры. Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры | Тестовые задания | 5 | | Стилистика словообразования. Род и число имён существительных | Диктант | 6 | | Синтаксическая стилистика. Согласование и управление в предложении | Редактирование текста | 7 | | Стилистическая роль причастного и деепричастного оборотов | Тесты | 8 | | Благозвучие речи. Звукопись | Анализ текста |
|