Баранова Тамара Ивановна, учитель литературы
(8 часов)
повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора, совершенствования умений в области культуры письменной речи. Учащимся полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче и выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Заострить внимание учащихся на стилистические недочёты в речи, которые нередко становятся причиной низких оценок в школьных сочинениях. Показать, как важно учиться хорошему русскому слогу у русских писателей.
Особенностями данной программы являются систематизация и обобщение знаний по стилистике с опорой на работу со словарями, с текстами талантливых отечественных классиков литературы, помогающими решать проблемы стилистики, выявление роли изобразительных возможностей средств письма.
В результате обучения укрепить уверенность учащихся в необходимости изучения стилистики, в значимости её практического применения.
ЗАДАЧИ КУРСА:
научить школьников чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания.
Программа курса может быть реализована в объёме 8 часов и предложена как в первом, так и во втором полугодии.
Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте.
Лексическая стилистика. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.
Стилистическая окраска слов.
Стилистика частей речи. Род имён существительных. Число имён существительных.
Грамматические связи в предложении: согласование и управление в предложении.
Стилистическая функция причастного и деепричастного оборотов.
ФОНИКА (1 час)
Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста.
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
► улучшение грамотности;
► умение работать со словарями;
► анализировать художественные тексты и определять изобразительные возможности языка, что позволит в старших классах сдать ЕГЭ на повышенном уровне.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1980
Успенский Л.В. Слово о словах (Очерки о языке). – 5-е издание – Л., 1971 (любое последующее издание)
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.,1986
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(8 часов)
№ урока | Дата | Тема урока | Вид контроля |
1 | Лексическое богатство русского языка. Лексическая стилистика. Различайте паронимы. | Комментированное письмо | |
2 | Стилистическая окраска слов | Объяснительный диктант | |
3 | Эпитеты и образные сравнения | Сочинение-миниатюра | |
4 | Метафоры. Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры | Тестовые задания | |
5 | Стилистика словообразования. Род и число имён существительных | Диктант | |
6 | Синтаксическая стилистика. Согласование и управление в предложении | Редактирование текста | |
7 | Стилистическая роль причастного и деепричастного оборотов | Тесты | |
8 | Благозвучие речи. Звукопись | Анализ текста |