Концепция деятельности.
Практика преподавания в
сельской школе- интернате позволяет выделить круг нерешённых проблем,
существующих как в нашей школе, так и в учебных заведениях подобного типа:
*если раньше у нас в школе –
интернате в классах с литером «А» учились приходящие дети, а с литером «Б» -
воспитанники интерната, и педагоги,
могли строить свою работу с разными классами по различным программам, то
сейчас, в связи с небольшой наполняемостью классов, в одном классном коллективе учатся дети из благополучных
семей, с высокой степенью активности, способные логически мыслить, овладевать
знаниями, умениями и навыками и дети из асоциальных семей, с искалеченными
судьбами, часто не способные усвоить материал урока, с неразвитой речевой
культурой и прочее.
* в школу-интернат поступают
дети в течение всего учебного года, и даже
( это стало чуть ли не практикой), в конце учебного года по решению
комиссии по делам несовершеннолетних, что создаёт дополнительные трудности в
обучении;
* в сложных условиях нашего
времени выпускников интерната всё труднее трудоустроить, социально защитить в
системе современных экономических отношений. Поэтому перед нами,
педагогами, встаёт задача поиска
возможностей успешно решить проблему социально- трудовой адаптации подростков.
* ряд школьных предметов нередко проигрывает на фоне других
предметов за счёт того, что школьники,
особенно старшеклассники, изменяют своё отношение к изучаемым в школе
предметам. Повышается их активность на уроках по профилирующим предметам тех
учебных заведений, куда они решили поступать, и усиливаются пассивность и
безразличие к другим.
Последствия сложившийся
ситуации не заставляют себя ждать: падение интереса к знаниям (причём как у
сильных учащихся, так и у слабых); негативное отношение к учебному процессу у
ряда учащихся, особенно тех, кто с трудом усваивает программный материал;
грубость по отношению к преподавателям.
Таким образом, на основе перечисленных
проблем, основной задачей, стоящей перед учителями становится активизация
познавательного интереса учащихся.
И основной путь к этому – организация
поисковой и исследовательской деятельности учащихся, так как собственные
исследования – это наиболее эффективный путь познания.
- В
соответствии с моделью педагогики развития основу содержания школьных
предметов составляет дидактический принцип личностно ориентированного
обучения. Он требует при обучении исходить из индивидуальных
особенностей учащихся по восприятию и осмыслению научных и прикладных
знаний и умений. В связи с этим внедрение в практику преподавания
современных технологий весьма своевременно и результативно.
Одна из таких технологий – технология
проектной деятельности учащихся.
- Проектная
деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения
добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.
Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей
и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная
деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Старшеклассники, работая над
проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в
экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в
себе, ощутить радость успеха. Все это отвечает познавательно – развивающим и
обучающим, воспитательным и социально – адаптационным функциям концепции образования.
- Персональный
проект – это творческая работа с применением исследовательского метода. Проекты, которые я
предлагаю детям, это исследовательские работы, продолжительные по времени,
которые требуют знаний из разных областей науки, почерпнутых из периодических
изданий и Интернета. Когда проект написан, то автор защищает его на
конференциях, конкурсах.
Свою работу над проектами
учащиеся строят по плану:
этапы |
Деятельность
учителя и учащихся |
Предварительная подготовка |
Мотивация учащихся для работы
над проектом |
Познавательно-просветительская
работа с учащимися |
|
Собственно подготовка |
Выбор и обсуждение темы,
целей и задач проекта |
Получение дополнительной
информации |
|
Формирование рабочих групп |
|
Планирование. |
Выработка индивидуальных и
групповых планов работы |
Формулирование задач |
|
Определение источников и
способов сбора информации |
|
Планирование работы |
|
Выбор формы и установление
сроков отчета |
|
Распределение задач и
обязанностей между членами групп |
|
Исследование. |
Выполнение исследований под
руководством учителя |
Применение на практике
методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и
анкетирования) |
|
Отчёт (презентация). |
Анализ информации и
формулировка задач и выводов |
Обсуждение и утверждение
формы отчёта и защиты |
|
Представление и оценивание
результатов (качество работы, источников информации, степень реализации
замыслов и т.д.) |
|
Оценка. |
Коллективный анализ
деятельности |
Процесс работы над проектом
немыслим без дискуссий. Их желательно всячески поощрять, потому что умение
вести дискуссию пригодится при защите и презентации проекта. Отсутствие
дискуссии в работе над проектом сказывается крайне отрицательно на результат и
часто сводит на нет все попытки определить направление работы над проектом.
При оценивании и обсуждении
проекта можно предложить рассмотреть такие вопросы:
Насколько удачным оказался
проект?
Изменился ли я (он,она) в
процессе работы?
Интересно ли было работать над
этой проблемой?
Хотелось бы продолжить работу в
том же составе группы над другим проектом?
Хотелось бы изменить процесс
работы над проектом? Почему? И др.
Одно из достоинств проектной деятельности – это создание в школе особой
образовательной атмосферы, дающей детям
возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности
и развить свои универсальные умения.
Она позволяет :
- повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
- реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
- принимать самостоятельные решения;
- поверить в свои силы.
Но наряду с положительными
сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:
*увеличение умственной
нагрузки;
*требование более сложной системы оценивания;
*увеличение работы учителя;
*существование риска неудачного
выполнения работы;
*повышение эмоциональной
нагрузки;
*нарастание напряжения к сроку
сдачи работ.
Технология
проектной деятельности чаще всего используется мной в краеведческой работе.
- В
проектной деятельности содержится огромный развивающий потенциал, что
особенно важно в условиях
современной школы, нацеленной на развивающее обучение и
формирование творческой личности.
Географический, экологический,
краеведческий проекты позволяют школьникам обобщить полученные знания, широко
применить сведения, приобретённые при изучении других предметов и курсов, и,
главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той
или иной проблемы. В этих проектах учащиеся подробно расписывают механизм
собственных действий. Продолжительность работы над проектом – от нескольких недель
до года.